
Однажды возникла потребность у Соломона расспросить о Китоврасе, где живет он в пустыне далекой. И по мудрости своей придумал Соломон сковать узы железные и ошейник железный и написал на них во имя Божье зарок. И послал боярина своего лучшего с отроками, приказал везти вино и мед, и шкуры овечьи с собою взяли. Пришли они на место, где было три колодца, а его Китовраса не было там. И по указанию Соломона вылили воду из трех колодцев, и заткнули отверстия их шкурами овечьими, и налили два колодца вином, а третий—медом. Сами же спрятались в стороне, ибо узнали, что придет он Китоврас воду пить к колодцам.
И пришел он, захотев пить, и приник к колодцу , и, увидев вино, сказал: «Всякий, кто пьет вино, сильно желая воды, не становится мудрее». И еще сказал: «Ты—вино, веселящее душу людям». И выпил все три колодца, и захотел поспать немного, ибо захмелел от вина, и уснул крепко.
Тот же боярин, подойдя, застегнул на шее его узы железные и привязал его крепко. И когда Китоврас проснулся, хотел уйти. И сказал ему боярин Соломона: «Имя Господне с запретом на тебе». Он же, увидев на себе имя Господне, пошел с кротостью. Нрав же его Китовраса был таков: не ходил он путем кривым, но только прямым. И когда пришел в Иерусалим, то расчищали перед ним путь и рушились дома, ибо не ходил криво. И подошли они к домику вдовы. Она же возопила, моля Китовраса: «Я—вдовица убогая, бедная». Он же обогнул угол дома, и не сошел с дороги, и сломал себе ребро, и сказал: «Мягкое слово кость ломит, а жесткое слово гнев порождает».
Когда вели его через рынок, услышал Китоврас человека, спрашивающего торговца , нет ли у него обуви на семь лет. И рассмеялся Китоврас.
И увидел другого человека, который ворожил. И снова засмеялся.
И увидел свадьбу, и заплакал. И увидел человека заблудившегося, и указал ему путь.
И привели его Китовраса во дворец царский. И в первый день не повели его к Соломону. И спросил Китоврас: «Почему не зовет меня царь Соломон?»
И сказали ему : «Перепил Соломон вчера». Взял Китоврас камень и положил на другой камень. И рассказали Соломону о том, что сделал Китоврас. И сказал царь: «Велит он мне пить еще : питие к питию добавить ».

На другой день снова не позвал его царь к себе, и спросил Китоврас: «Почему не ведете меня к царю? И почему не вижу я лица его?»
И ответили ему : «Болен царь, ибо вчера ел много». И снял Китоврас камень с камня.
На третий же день сказали Китоврасу : «Зовет тебя царь». Он же Китоврас отрезал три ветки по четыре локтя длиной , и, войдя, поклонился царю, и прутья положил пред царем молча. И царь мудростью своей истолковал, что означают эти прутья, боярам своим и сказал: «В царствование тебе дал Бог Вселенную, и не насытился ты, взял и меня».
И ответил Соломон: «Не для своей нужды тебя привел к себе, но чтобы спросить о строении храма Святая Святых . Привел тебя по повелению Господню, ибо не разрешено мне тесать камень желе¬зом».
И сказал Китоврас: «Есть ногот, птица маленькая, по имени ша-мир. Держит ногот детей в гнезде своем на горе каменной в пустыне далекой».
Соломон же послал боярина своего с отроками-слугами по указанию Китовраса к гнезду. Китоврас дал им стекло белое и велел ему боярину спрятаться около гнезда. «Когда вылетит ногот из гнезда , закрой стеклом этим гнездо».
Боярин же, встав, пошел к гнезду. Были в нем птенцы маленькие, ногот же улетел за кормом. И закрыл он стеклом гнездо, подождал немного, и ногот прилетел и захотел войти в гнездо. Птенцы же пищали сквозь стекло, а он к ним не мог проникнуть и не знал, что делать (...).
И принес его камень к гнезду, и положил его на стекло, желая его разрезать. Они же слуги Соломона окликнули его , и выпустил ногот камень , и, взяв его, боярин принес камень Соломону.
Соломон вопрошал Китовраса: «Почему ты засмеялся при виде человека, просящего обувь на семь лет?» И ответил Китоврас: «Видел я по нему, что семи дней не проживет». И спросил Соломон: «Почему засмеялся при виде человека гадающего?» И ответил Китоврас: «Он открывал людям тайное, а сам не знал, что под ним ящик с золотом».
И сказал царь: «Разузнайте об этом ». И проверили.
И было так.
И спросил царь: «Почему расплакался ты , увидев свадьбу?» Он же ответил: «Разжалобился я, ибо знал, что жених проживет 30 дней». И разузнал об этом царь, и было так, как сказал Китоврас . И спросил царь: «Почему человека пьяного вывел на дорогу?» И, отвечая, Китоврас сказал: «Слышал я глас небесный, говорящий, что верен Богу человек этот и следует послужить ему».
Пребывал же у Соломона Китоврас до завершения постройки храма Святая Святых.
И однажды стал говорить царь Соломон Китоврасу: «Ныне видел я, что сила ваша подобна человеческой и сила ваша не более нашей силы, ибо я завладел тобой».
И ответил ему Китоврас: «Царь, если хочешь видеть силу мою, сними с меня узы эти и дай мне перстень свой с руки». Соломон снял с него узы железные и дал ему перстень. Он же Китоврас проглотил его, и простер крыло свое, и ударил им Соломона, и забросил его на конец земли обетованной. Узнали об этом мудрецы и книжники и разыскали Соломона. И с тех пор всегда находил на него страх перед Китоврасом ночью. Он Соломон сделал себе одр и повелел стоять около него 60 отрокам с мечами, поэтому называется он одр Соломонов, с 60 отроками храбрыми из израильтян из страны ночной.
Тогда привел Соломон дочь фараона из града Давидова в дом свой, который был достроен в те дни. За двадцать лет построил Соломон два здания: храм Господень и дворец царский. И тогда Соломон отпустил Китовраса. Китоврас же вернулся к своим родичам, отдав Соломону человека с двумя головами. Остался жить у Соломона человек этот. Спросил у него Соломон: «Кто ты, человек или бес?» Ответил человек этот: «Я— один из людей, живущих под землей». И спросил его царь: «Есть ли у вас солнце и луна?» Он же отвечал: «От запада вашего к нам восходит солнце, а от востока вашего заходит. Ибо, когда у вас день, тогда у нас ночь, а когда у вас ночь, тогда у нас день».
И дал ему царь жену, и родились у него два сына, один с двумя головами, а другой с одной головой.
И было у отца их большое богатство. И умер отец их. И сказал двухголовый брат: «Поделим имущество по головам». И отвечал младший брат: «Нас двое, поделим наследство пополам». И пошли они на суд к царю. И сказал одноголовый: «Двое нас, братьев,—поделим имущество пополам». Двухголовый же сказал царю: «Две головы у меня—две доли возьму».
Царь же, по мудрости своей, повелел взять уксуса и сказал: «Если будут эти две главы от разных тел, то налью уксус на одну голову, и не почувствует этого другая голова. И тогда две части наследства возьмешь на две головы. Если же почувствует другая голова возлияния уксуса на эту голову, значит , от одного тела обе, и только одну долю возьмешь».
Когда налит был уксус на одну голову, другая рассердилась. И сказал царь: «Поскольку одно тело, то и одну долю возьмешь наследства ». И так рассудил их царь Соломон.
