«Обыватели городов с прошлым живут со всех сторон окруженные мертвецами», - как-то заметил писатель Борис Акунин, имея в виду, что число умерших при длительной истории городов, сел, хуторов гораздо больше, чем живых. Некрополи гораздо мощнее, чем акрополи, и истинные хозяева на Земле – кладбища.
Теперь представим, что все это сонмище давно выбеленных временем черепов и скелетов или, еще хуже – недавних, еще не истлевших могильных человеческих останков вдруг восстает из своих старых или свежих могил, являя свидетелям мрак и ужас потустороннего мира, грубо вторгаясь в жизнь живых. Оказывается, бывает и такое.
Жуткую легендарную историю оставил нам классик И.С. Тургенев из жизни итальянской провинции Феррара XVI века. Не все, надо думать, в этой истории фантазия.
Прекрасная пара молодых влюбленных - юноша Фабий, живописец, любящий супруг и его суженая Валерия, во цвете юных лет. Роковой треугольник – есть еще Муций, второй юноша, тоже влюбленный в Валерию, но которому пришлось уступить другу предмет своих воздыханий и уехать подальше, чтобы не мешать счастью молодых. Это была вынужденная и трагичная жертва.
Вернулся Муций из дальних странствий уже другим, через много лет, преображенным и изменившимся внешне. Он стал восточным магом и колдуном. Свои оккультные знания приобрел в таинственных краях Востока, откуда привез и слугу – немого малайца, загадочного и страшного.
Муций вторгается в жизнь молодой четы. Под чарами и гипнозом обольщает Валерию. Но горе порушившему покой и святость супружества. Фабий убивает Муция. Соперник-маг мертв. Так он думает.
Но не тут-то было. Малаец пассами, травами и заклинаниями, колдовством и чарами оживляет труп и даже поддерживает его странное существование между смертью и явью. Это был как бы «живой труп», гальванизированный таинственным восточным искусством. Сейчас бы мы сказали, что это был зомби.
Последний раз Фабий видит своего бывшего друга уже отъезжающим в неизвестном направлении в сопровождении того же малайца, помогавшего Муцию сесть на лошадь. Вот так описывает легенда Муция: «Лицо его было мертвенно бледно и руки висели, как у мертвеца, - но он переступал… да! Переступал ногами и, посаженный на коня, держался прямо и ощупью нашел поводья…».
Так и оставляет нас в этой загадке писатель – что это было? Несомненно, Тургенев взял за основу своего красивого повествования подлинные хроники эпохи Возрождения, которые полны подобными историями.

Лишним подтверждением, того, что рассказанное Тургеневым имело реальные прототипы, служит история, которая приключилась с Петраркой. Прославленный итальянский поэт эпохи раннего Ренессанса Петрарка однажды упал замертво и был принят за истинно мертвого, пролежав в таком состоянии 20 часов (это случилось в той же Ферраре!), которые были необходимы для того, чтобы подготовить тело к похоронам.
Но к ужасу окружающих труп внезапно встал с постели (дело происходило в его доме) и принялся неистово отчитывать слуг за подлое желание досрочно отправить его на тот свет. «Мертвый» поэт прожил среди живых еще 30 лет и за эти годы даже написал свои лучшие сонеты. Но кто поручится, что их писал живой человек, если истинный момент кончины Петрарки на самом деле доподлинно неизвестен.
Вот что сообщила мне в своем письме врач Н.В. Линкс.
Человек пролежал несколько дней в морге. При рассечении грудной клетки патологоанатомами он вдруг ожил (чем не случай с Петраркой?). Нинель Кулагина погибла от удара молнии. Была в состоянии клинической смерти, но затем неожиданно воскресла. После этого она приобрела свои удивительные экстрасенсорные способности. Другая пациентка была сбита автомобилем. Была доставлена в больницу и признана мертвой. Мужчина, ее сбивший, не отходил от нее ни на шаг 3,5 часа и, как он утверждал, вымолил ее у Бога! Женщина ожила.
Еще одна пациентка с незашитыми ранами после безнадежной операции трое суток лежит в морге. Неожиданно оживает. Ее снова кладут на операционный стол (через трое суток) и профессор-хирург не обнаруживает у нее даже следов прежнего заболевания. Профессор считает, что это воскрешение – дело рук Всевышнего.
Известный ленинградский певец, некогда очень популярный в обеих столицах, погиб от обширного инфаркта. Смерть зафиксировала и электрокардиограмма. Однако врачи продолжали бороться за жизнь популярного певца, и с помощью дефибриллятора им удалось запустить его сердце. Через некоторое время певец снова продолжал выступать.
Приведенные выше случаи противоречат современным медицинским представлениям о смерти. Считается, что мозг человека в момент клинической смерти отмирает уже через 5-6 минут и восстановить его невозможно. Смерть мозга необратима. А здесь пациенты пребывали в царстве Танатоса (греческое божество смерти) от 3,5 часов до трех суток!
Может быть, не зря Лев Толстой считал человечество «живыми трупами», пока еще ходячими, но уже в значительной степени принадлежащими к миру иному. И выходит, мы живем вместе с живыми мертвецами, мертвецы окружают нас, а мы порой даже можем и не знать, а жив ли вообще тот или этот человек, или он уже фантом.