Двекут

Добро пожаловать на наш форум!
Аватара пользователя
Магистр Эмиль
Магистр Приора ОХЗДС
Сообщений: 2670
Зарегистрирован: 13 мар 2017, 16:48
Пол: М

Двекут

Сообщение Магистр Эмиль »



Изображение

Изображение
Двекут (דְּבֵקוּת, буквально «прилипание»), в иудаизме — состояние слияния с Творцом, искренняя привязанность к нему. Именно в этом смысле глагол от корня דבק («прилепляться») особенно часто употребляется во Второзаконии (4:4; 10:20; 11:22; 13:5; 30:20). Двекут может относиться к глубокому, подобному трансу, медитативному состоянию, достигаемому во время еврейской молитвы, изучения Торы или при выполнении 613 мицвот («заповедей»). Это особенно связано с еврейской мистической традицией.

Последующая иудейская герменевтическая традиция, комментируя эти стихи, в разные эпохи воспринимала этот термин по-разному. Восприятие Двекут ранним раввинистическим иудаизмом характеризуется толкованием его не столько в мистическом, сколько в чисто практическом ключе. Ввиду невозможности буквального прилепления к Богу, исходя из указания (Второзакония 4. 24), Талмуд видит исполнение заповедей, связанных с Двекут в установлении родственной связи с учителями и в их материальной поддержке . Такое же мнение высказывает позднее Моисей Маймонид, толкующий Двекут как указание держаться как можно ближе к ученым мужам ( талмид-хахамам) и их ученикам, разделять с ними трапезу, привлекать их к участию в своих деловых предприятиях и всячески поддерживать с ними тесную связь (Яд, Хилхот де'от 6. 2).

В литературе каббалы с XIII в. начинает формироваться богословское понятие «Двекут, соответствующее разным сторонам индивидуального мистического опыта.

Внимание с психологических аспектов, таких как верность и преданность Богу, переносится в первую очередь на близкую духовную связь с Богом, на мистический опыт и переживание экстатических состояний, которых можно достичь посредством сосредоточения на тайном смысле слов молитвы. Такой подход отчасти возрождает традицию иудейской эзотерической ранне-средневековой литературы Хехалот, уходящей корнями в традиции позднеантичного гностицизма и меж заветной апокалиптики, описывающей визионерские опыты людей (Моисей, Илия, Енох), достигших способности созерцать Меркаву - престол-колесницу Славы Божией.

Виднейшие авторы провансальской и испанской каббалы (Нахманид, Ибн Эзра, Исаак Слепой, Абулафия), а также книга Зохар, являющаяся самым известным памятником каббалистической мистики, рассматривают Двекут как высшую стадию духовного совершенства, тесно сопряженную с религиозной этикой. Двекут, согласно такому взгляду, достигают именно те, кто очистили разум изучением Писания, добродетелью, целомудрием, покаянием и молитвой и встали на поэтапный путь, ведущий к созерцанию эманаций Бога. Тот, кто пребывает в постоянной экстатической молитве, может достичь Двекут, то есть такого состояния, при котором душа соприкасается с определенной Божественной эманацией (сфирой), причем каббала устанавливает символическое соответствие между определенными этическими закономерностями человеческой жизни и достижением тех или иных эманаций.

Двекут является высшей ступенью лестницы духовного восхождения, которой человек достигает, соединяясь с 10-й эманацией Бога, Шехиной, символизирующей гармонию, существующую между всеми сфирами, и обозначающей присутствие Бога во вселенной, в жизни индивида или всей общины, а также Его присутствие в священных местах. Путь, ведущий к достижению Двекут, имеет следующие стадии:

«гиштавут» - бесстрастие к похвале или порицанию;

«гитбодедут» - пребывание наедине с Богом;

«руах ха-кодеш» - нисхождение святого духа и прорицание.


По каббале, человек в состоянии Двекут преодолевает восторг религиозного служения («гитлагавут») и, оставив позади все чувства и эмоции, погружается в бесконечный мир божественной гармонии, пребывает в состоянии внутреннего единения с Богом, хотя подобное состояние не устраняет в полной мере трансцендентности Бога человеку.

Дальнейшее развитие взглядов на Двекут связано с деятельностью Исаака Лурии и его последователей, являющихся основоположниками цфатской школы. Согласно лурианской школе, Двекут неотделим от такого состояния, как «каввана», являющегося выражением молитвенного усердия и мистической сосредоточенности.

Оно определяет те границы безмолвной медитации, в которых возможен экстаз, ведущий к мистическому общению с Богом. Цель, преследуемая мистической медитацией в акте молитвы и в размышлении об этом акте, заключается в раскрытии различных этапов восхождения к Богу.

Молитва в духе мистической медитации - это символический образ теогонического и космического процесса. Двекут достигает тот, кто, сосредоточенно молясь, проходит через все небесные сферы так, чтобы своей молитвой оказать духовное воздействие на все миры. Молитва человека, достигшего Двекут, по последователям Лурии, является частью такого процесса, как «тиккун», то есть устранения последствий первородного греха и возвращения всех вещей на предуказанное Богом место.

Согласно этому учению, человек, пребывающий в состоянии Двекут, соприкасаясь с материальным миром, может освободить рассеянные божественные искры из пленения порочной материи и соединить их с их небесным источником.

Роль еврейства именно в том, чтобы посредством вознесения этих искр лишить нечистые силы их власти, дать им возможность освятиться и обрести место в преображенном мире. Участие евреев в этом процессе дает возможность для трактовки богословского понятия «Двекут» не только в личном, но и в коллективном аспекте: поскольку Шехина связала себя с народом Израиля и вступила с ним в духовную близость, то и Двекут является состоянием, которого в мессианской эсхатологической перспективе должен достичь весь Израиль в своей полноте.

Новый этап в понимании термина «Двекут» начался в середине XVIII века, с возникновением такого направления еврейского мистицизма, как хасидизм. Использование данного каббалистического понятия в хасидизме является несомненным проявлением преемственности 2 данных течений.

Термин «Двекут» используется хасидскими авторами, считавшими себя продолжателями дела каббалы, при описании духовного восхождения человека к Божественным сферам во время сосредоточенной молитвы. Методы достижения подобного самоуглубления и концентрации внимания заимствованы из каббалистических трактатов средневековья; среди них - медитация над 4-буквенным именем Бога, мысленное написание и беззвучное повторение этих букв. В зависимости от контекста Двекут в хасидизме выражает и мистический духовный опыт, и степень привязанности к Богу, максимально сближаясь с каббалистическим термином «каввана».

Однако, несмотря на общность определенных представлений о Двекут, в хасидской трактовке данного понятия акцент переместился с пристального внимания к экзальтации, порождаемой молитвами и духовным подъемом, на стремление обрести Двекут как постоянное нравственно-психологическое душевное состояние, определяющее поступки человека даже в повседневных делах. Оба направления усматривают в Двекут высший религиозный идеал, однако, согласно воззрениям средневековых каббалистов, это путь избранных, в хасидизме же термин «Двекут» используется в более широком смысле, являясь целью, которой может достичь любой богобоязненный еврей.

Несмотря на то что хасидская литература описывает состояние Двекут в самых восторженных тонах, молитвенный экстаз не является самоцелью. Хасидские авторы сознательно ставят Двекут выше экстаза, который был основным необходимым условием для каббалистов средневековья при созерцании Божества и растворении в Нем «Я» молящегося. Согласно богословию хасидизма, Двекут не конечная стадия процесса мистического сближения с Богом, а 1-я ступень, без которой невозможны дальнейшие шаги, обретающие духовный смысл лишь в силу причастности к данному состоянию. Каждый человек должен стремиться к Двекут, не позволяя себе ни на минуту отвлечься от мыслей о Боге. Такое переосмысление значения Двекут в духовном совершенствовании сделало хасидизм понятным для простых верующих, в результате чего он стал к конце XVIII века самым широким народным движением в среде евреев Восточной и Центральной. Европы.

В сотериологии также видна связь между трактовкой «Двекут» в хасидизме и в цфатской каббале. Основы лурианского учения о «тиккун», спасении рассеянных божественных искр с целью их восстановления в первозданном, сотворенном Богом единстве, стали той отправной точкой, отталкиваясь от которой хасидизм выстроил учение о преображении падшего мира посредством его освящения как в молитве, так и в любом физическом акте.

Новым проявлением осмысления Двекут в хасидизме является идея о «прилеплении» верующих друг к другу и к наставнику: поскольку люди не в состоянии непрерывно думать о духовном мире, то исполнение предписания о Двекут, касающееся всех, реализуется в максимальном сплочении широких масс вокруг цадика (праведника), непрестанно помышляющего о Творце. Цадик всегда находится в состоянии духовного единства с учениками. За счет пребывания в состоянии Двекут цадик имеет возможность помочь всем уповающим на него хасидам возвыситься до соприкосновения с божественным и самим достичь Двекут.

Противостояние хасидизма и ортодоксального иудаизма сказалось и в разной трактовке термина «Двекут». В направлении ортодоксального иудаизма, выступавшем против нового богословского течения, Двекут не поощрялся, так как считалось, что он мешает учебе, в то время как традиция хасидских школ настаивала на том, что Двекут выше по своей духовной значимости, нежели «лимуд» (рациональная учеба), который может восприниматься лишь как дополнение к Двекут. С точки зрения многих учителей хасидизма, изучение каббалы не всегда способствует личному служению, целью которого и является Двекут. Для простых людей Двекут легче достичь изучением назидательной литературы, а не каббалы.
Изображение
Психика человека это целый лабиринт с кучей своих минотавров.
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 9438
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Двекут

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас Уважаемый Магистр Эмиль , за знания !
Аватара пользователя
alehadro
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 6943
Зарегистрирован: 17 мар 2015, 22:36
Пол: М

Двекут

Сообщение alehadro »

Уважаемый Магистр Эмиль земной поклон за интересную тему
,знания и труд.
С Уважением.
Не верь тому ,кто говорит красиво,в его словах всегда игра.
Поверь тому ,кто молчаливо,творит красивые дела. Омар Хаям.
Аватара пользователя
Шепчущий во мраке
Сообщений: 1966
Зарегистрирован: 14 апр 2022, 00:02
Пол: М

Двекут

Сообщение Шепчущий во мраке »

Благодарю Вас уважаемый Магистр Эмиль за интересную статью. С уважением.
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 6294
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Лора26 »

Уважаемый Магистр Эмиль,благодарю Вас за статью о каббалистическом понятии Двекут.С уважением.
Аватара пользователя
Тиа
Сообщений: 14301
Зарегистрирован: 03 май 2015, 16:35
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Тиа »

Благодарю, уважаемый Магистр Эмиль за интересную статью. С уважением.
Аватара пользователя
KseniaLiliac
Сообщений: 4557
Зарегистрирован: 09 окт 2022, 16:51
Пол: Ж

Двекут

Сообщение KseniaLiliac »

Уважаемый Магистр Эмиль, благодарю Вас за статью.
Аватара пользователя
Паола
Сообщений: 18461
Зарегистрирован: 29 фев 2016, 05:06
Откуда: Челябинск

Двекут

Сообщение Паола »

Благодарю Вас Магистр Эмиль за продолжение позновательных материалов. С уважением!
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 17896
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Иветта »

Благодарю Вас , с уважением.
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 16733
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Магистр Эмиль, за статью.
Аватара пользователя
Elviraaa
Сообщений: 3050
Зарегистрирован: 24 янв 2023, 13:47
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Elviraaa »

Благодарю Вас уважаемый Магистр Эмиль за статью.С уважением.
Аватара пользователя
Александр В
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 13745
Зарегистрирован: 16 июн 2013, 01:50

Двекут

Сообщение Александр В »

Благодарю Вас Уважаемый Магистр Эмиль.
С Уважением и Благодарностью к Вам.
Аватара пользователя
НадеждаЛукьянникова
Сообщений: 3483
Зарегистрирован: 12 дек 2022, 15:20

Двекут

Сообщение НадеждаЛукьянникова »

Благодарю Вас, уважаемый Магистр Эмиль, за знания.
Аватара пользователя
Олеся Валерьевна
Сообщений: 3195
Зарегистрирован: 24 янв 2023, 20:39
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Олеся Валерьевна »

Благодарю Вас Уважаемый Магистр Эмиль , за знания !
Аватара пользователя
Гелуня
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 10304
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 02:45
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Гелуня »

Благодарю Вас, Уважаемый Магистр Эмиль.
С Уважением к Вам.
Аватара пользователя
***phoenix***
Сообщений: 6196
Зарегистрирован: 08 сен 2021, 14:54
Пол: Ж

Двекут

Сообщение ***phoenix*** »

Благодарю Вас, Уважаемый Магистр Эмиль, за знания термина «Двекут» в различных направлениях иудаизма.
Аватара пользователя
Таисия
Сообщений: 1360
Зарегистрирован: 15 июн 2020, 00:02
Пол: Ж

Двекут

Сообщение Таисия »

Благодарю Вас Уважаемый Магистр Эмиль , за знания !
Аватара пользователя
Andrei Ok_15
Сообщений: 2523
Зарегистрирован: 10 окт 2022, 15:26
Пол: М

Двекут

Сообщение Andrei Ok_15 »

Благодарю Вас, Уважаемый Магистр Эмиль , за знания.
Аватара пользователя
Alex. 63
Сообщений: 3812
Зарегистрирован: 17 ноя 2022, 17:16
Пол: М

Двекут

Сообщение Alex. 63 »

Благодарю Вас Уважаемый Магистр Эмиль , за знания !
Аватара пользователя
Каша.GQ
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 5837
Зарегистрирован: 26 авг 2017, 00:01
Откуда: Адлер
Пол: М

Двекут

Сообщение Каша.GQ »

Уважаемый Магистр Эмиль, благодарен Вам за знания. С уважением к Вам.
"Молитесь, Господь поможет Вам по вере Вашей"
Ответить

Вернуться в «Древо Жизни и Десять Ступеней Храма Соломона»