
Ганы — особые существа из свиты Шивы. По сути это разные формы призраков, приведений и духов, которые сопровождают его. Считается, что некоторые из них обитают с ним на горе Кайлас, а часть более страшных и ужасающих ганов пребывают лишь на местах кремации (шмашанах).
Согласно пуранам, богиня Ума (Парвати) однажды спросила Шиву, почему ему нравится жить на в подобных местах, которые являются обителью демонов, шакалов, мертвецов и стервятников, когда у него так много более красивых мест - вся Вселенная в его распоряжении. Махешвара ответил, что он бродил по миру в поисках чистого места для медитации. Не найдя его, он из гнева и разочарования создал ужасных пишачей, плотоядных упырей и ужасных ракшасов, желавших убивать людей. Однако из сострадания он держал эту ужасную орду на шмашанах. Поскольку он не хотел жить без своих ганов, он решил жить на кладбище.
Все эти ганы служат также своеобразным "почетным караулом" Шиве и преградой для нечистых. Тем, кто боится ужасных призраков и других безобразных существ, невозможно достичь Шивы. Только мудрецы могут находиться рядом с ним на месте кремации, бросить вызов смерти и освободить себя от страстей и страха. Истинные преданные Шивы — те, кому нечего бояться, кто совладал с натиском любых угрожающих сил. Остальные же не могут контролировать эти пугающие фантомы, потому что не контролируют самих себя.

Шива как Бхутанатх
Одно из имен Шивы звучит как Бхута-Натх - повелитель бухтов. Под его покровительством находятся Бхуты, Преты, Праматхи, Гухьяки, Дакини, Пишачи, Кушманды, Веталы, Винаяки и Брахма-ракшасы. Из всех видов духов Брахма-ракшасы являются самыми могущественными. Это бывшие брахманы, перешедшие в роль духов.
В этом своем аспекте Шива упоминается как наставник всех живых и неживых вещей, Чарачара-гуру.
Также Шива описывается как бхута-рат. Привидения и все, кто находится в материальной гуне невежества, называются бхутами, поэтому слово бхута-рат относится к повелителю существ, которые находятся на самом низком уровне материальных гун природы.
Другое значение слова бхута - это любой, кто принял рождение или что-либо, что было произведено, поэтому в этом смысле Господь Шива может быть принят как отец всего материального мира.
Бхутешвара
Еще одно имя Шивы - Бхутешвара, что означает «Владыка бхутов».
Все, что можно уловить чувствами — зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием — это великолепие физическое мира: наше тело, Земля, космос. И согласно индуистской традиции, всё это создано из пяти основных элементов.
В индийской алхимии владение этими элементами, известными как Панча бхута, является ключом к здоровью и благополучию. Это основа нашей силы в этом мире и способности творить желаемое. Люди достигают различных уровней контроля над этими стихиями как сознательно, так и подсознательно. Именно степень овладения ими определяет физическое состояние человека, его мысли и действия: успехи в деле и способность видеть за гранью обыденного.
"Бхута Бхута Бхутешварая" означает, что власть над Панча бхутами задает направление нашей жизни хотя бы на физическом уровне.
Индуистские мифы, в которых появляются ганы:
История Ганеши

Одна из версий рождения Ганеши повествует о том, как Ганеша был создан Парвати, чтобы стать дварапалой — стражем ее порога. Когда Шива пришел в покои своей жены, Ганеша не только отказался принять его, но и имел наглость ударить Шиву. Шива приказал своим бхута-ганам убить Ганешу.
Однако Ганеша не только успешно противостоял ганам, но и победил всех богов, которые пришли им на помощь. С помощью силы Вишну создавать различные иллюзии богам удалось застать Ганешу врасплох и отрубить ему голову.
Парвати, разгневанная этим, начала сражаться с самим Шивой. В конце концов, богиня согласилась заключить мир при условии, что ее сын будет возвращен к жизни. Шива в ответ на это приказал богам отправиться на север и принести голову первого попавшегося им животного — которая оказалась головой слона.
Таким образом, Ганеша был возрожден к жизни, и Шива, впечатленный его воинским мастерством, сделал его главнокомандующим своего войска, ганов.
Миф о Джаландхаре
В этом мифе о царе дайтьев (асуров или демонов) Джаландхара посылает асура Раху с посланием к Шиве, требуя, чтобы он отдал ему свою супругу Парвати.
Шива был разгневан этим посланием, и этот гнев принял форму ужасного существа - гана, которое выскочило из его бровей. У него было лицо льва, пылающие глаза и тело, которое было сухим и грубым на ощупь, его длинные руки волочились по земле, а язык вываливался изо рта. Существо бросилось на Раху, готовое поглотить его. Шива остановил его, сказав, что нельзя нападать на посланника, на что гана взмолился Шиве, что его мучает голод. Шива сказал гану, что если он так голоден, то должен есть свою собственную плоть. Гана так и сделал, пока от него не осталась только голова. Шива, довольный такой преданностью, назначил гана своим привратником, приказав, чтобы он наводил ужас на всех злых людей. Шива также постановил, что гане следует поклоняться наряду с ним самим, и дал ему имя Киртимукха.
Джаландхара был в ярости, когда услышал о случившемся, и приказал своей армии дайтьев осадить гору Кайлас. Между дайтьями и ганами разгорелась жестокая битва. Но каждый раз, когда какой-либо демон погибал, его немедленно воскрешал их наставник Шукра. Ганы рассказали об этом Шиве, и он пришел в ярость. Ужасная форма, называемая Критьей, вырвалась из его рта. Ноги существа были такими же крепкими, как могучие деревья, а рот был огромным и глубоким, как горная пещера. Чудовище бросилось на поле битвы и начало пожирать врагов. Оно было таким огромным и мощным, что ее толчок вырывал деревья с корнем, а земля раскалывалась под его ногами. Существо схватило Шукру, поглотило его исчезло. После этого остальные дайтьи испугались и разбежались с поля битвы.
Ганы и медитация

Некоторые йогины говорят также, что ганы иногды появляются во время медитации. Их описывают как странные фигуры, у одних из которых длинные зубы, у других - огромные несуразные лица, у третьих - большие животы, а у кого-то лица на животе и т.п. Все они они обитатели Бхута Локи и являются слугами Господа Шивы. И хотя у них ужасающие формы, они не причиняют никакого вреда тем, кто глубоко и искренне практикует. Они приходят, чтобы проверить силу духа и храбрость медитирующего.
Говорят, что повторение мантры Ом отбросит их на расстояние. Бесстрашие - главный ключ, открывающий сокровищницу Сат-Чит-Ананды.