Руах пробуждается в человеке, когда ему удается возвыситься над своей животной сущностью. Очень приблизительно Руах можно описать как интеллектуальную составляющую, направленную на духовное развитие человека, но следует иметь в виду, что Руах включает в себя все умственные способности, в том числе, восприятие. Это сила рассудка, обладающая пониманием морали, добра и зла; это способность давать определения, ставить ограничения, делать умозаключения и приходить к выводам. Руах в нашей душе выполняет роль своего рода «скрепы», соединяющей Божественное (Нешама) и телесное (Нефеш).
Как и Нешама, Руах неоднороден: он подразделяется на шесть компонентов, представляющих шесть функций ума: Память (Хесед), Воля (Гебура), Воображение (Тиферет), Желание (Нецах), Рассудок (Ход), Инстинктивное сознание (Йесод).
Память — это само вещество сознания. Образно говоря, это «строительный раствор» для «здания» ума, интегрирующая способность, связующая воедино все различные ощущения и впечатления.
Воля — бесцветное начало, движимое желанием и с ним сопоставимое. Это — сила духовного «я» в действии.
Воображение — способность, которая часто понимается превратно, поскольку большинство людей отождествляет ее с простым фантазированием и считает пригодной лишь для мечтаний. Однако в действительности это царская способность, которая, наряду с Волей, является важнейшим началом, используемым в операциях магии или практической Каббале.
Эмоции — это элемент желания или эмоций, который может либо полностью подчиниться Нефеш, либо управляться Нешамой.<…>
В книге «Океан теософии» Уильям Куан Джадж, один из основателей Теософического общества и соратник госпожи Блаватской, пишет, что
«рассудок и холодная логика составляют лишь низший аспект Магаса»
Последняя сефира относящаяся к миру Руаха — Йесод считается переходной, обеспечивающей нисходящее движение от Руаха к Нефеш.
Содержание Руаха непостоянно и может меняться по мере развития человека. Очень важно, чтобы человек, принимая решения и выбирая свой жизненный путь, не ставил всегда Руах на первое место, чтобы свет, идущий от Нешамы, мог достичь его ума и сознания. Отрицание верховенства Руаха в человеческой личности является необходимым условием развития в любой духовной традиции.
Алистер Кроули подразумевал под Руах исключительно рациональный ум человека и потому описывал его так:
«Он всеми правдами и неправдами ухитряется — а он дьявольски хитер! — организовать свое взаимодействие с Материей таким образом, чтобы не мешать ей и далее пребывать в совершенной косности. Ему и дела нет до своих обязательств перед Высшей Триадой: ведь он полностью отрезан от нее и в обычном своем состоянии даже не подозревает о ее существовании»