Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Ответить Новая тема
Добро пожаловать на наш форум!
Magistr Эмиль
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 02:03

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение Magistr Эмиль »

Изображение

Технически шиваизм сам по себе квалифицируется как религия. У него есть своя особая философия, верования, практики, пантеон и традиции, насчитывающие тысячи лет. Шиваизм сыграл важную роль в становлении индуизма. Эта традиция обогатила индуизм и в значительной мере поспособствовала его успеху в противостоянии с джайнизмом и буддизмом. Большая часть индуистских тантрических и аскетических практик уходит корнями в древние практики Шайвы.

Хотя ни Шиваизм, ни Шива не фигурируют явно в древних и ранних ведических гимнах и Упанишадах, Шиваизм стал важной и неотъемлемой частью ведических религий во время расширения ведических общин в древней Индии на восток и юг.

В настоящее время в шиваизме существуют четыре основные школы. Каждая из них имеет свою долгую историю и содержит элементы как ведических, так и тантрических верований и практик. У каждого направления - свой отличительный характер, последователи и собственная философия.

Все школы считают Шиву высшим Верховным Брахманом, который проявляет все многообразие творения и удерживает существ прикованными к миру смертных, набрасывая на них сеть заблуждения или Майи.

Четырьмя основными школами или подразделами шиваизма являются: шайва-сиддханта, вира-шиваизм, кашимири-шиваизм и горакнатх-шиваизм. Кроме того, можно также упомянуть здесь Пашупатха-шиваизм, который является очень древней и эзотерической разновидностью шиваизма с ограниченным числом последователей.

Шайва Сиддханта

Эта школа популярна в основном на юге Индии и черпает свое учение из 28 шиваитских агам (текстов) и работ нескольких шиваитских святых и философов с юга.

Самым выдающимся среди них был Намби Андар Намби (Тирумулар), написавший «Тирумурай», который считается основополагающим произведением школы. Он включает в себя труды нескольких других святых, таких как Аппар, Сундарар и Самбандхар.

Изображение

Основные положения:

По мнению школы, Шива – высшая реальность. Живое существо (джива) имеет ту же сущность, что и Шива, хотя джива и не тождественна ему.

Творение состоит из 36 таттв. Реальность состоит из Шивы и бесчисленных джив, или индивидуальных душ, которые связаны желаниями и привязанностями (паса) с циклом смертей и рождений. Существование мира и существ – это не иллюзия, а реальность.

Шива является одновременно действенной и материальной причиной творения. Он проявляет мир через Шакти или Пракрити, настоящую материальную причину вселенной.

В своем динамическом аспекте он выполняет пять функций: созидание, сохранение, разрушение, сокрытие и освобождение.

Все живые существа подвержены заблуждению или майе, которая бывает разных типов. Когда существа достигают освобождения, преодолев свои заблуждения, они освобождаются от цикла рождений и смертей. Души бесчисленны. Они либо свободны, либо связаны иллюзией. Среди связанных душ некоторые остаются связанными навсегда.

Освобождение достигается четырьмя способами: преданным поклонением (чарья), преданным служением (крия), практикой йоги (йога) и освобождающим знанием (джняна). Первые три являются подготовкой к четвертому, который считается высшим.

После освобождения души достигают чистоты и высшего сознания, но сохраняют свою индивидуальность и некоторые отличия от Высшего Существа, Шивы.

Вира Шиваизм

Вира-шиваизм приобрел известность в средневековый период в Карнатаке и прилегающих районах Андхрапрадеша и Тамилнаду. Эта школа получила свое название от имени Самого Шивы в его свирепом аспекте как Вирабхадра.

Школа также известна как секта Лингаята, поскольку ее последователи носят Шивалингам на шее или на теле.

Направление стало популярно благодаря философу и поэту-мистику Басаве в регионе Карнатака в 12 веке нашей эры.

Изображение

Основные положения

Бог и отдельные души являются аспектами одной и той же реальности. Отдельные души составляют тело Бога, скрепленное силой Шакти, а Бог является его Душой.

Шива – действенная причина творения. Он остается постоянным и неизменным в творении, в то время как Шакти эволюционирует и трансформируется в феноменальный мир.

Каждая индивидуальная душа имеет ту же сущность, что и душа Шивы, и является аспектом (амса) Шивы. Она чем-то похож на Шиву, но не то же самое. Она также подвержено примесям эгоизма, привязанностей и заблуждений. Когда они преодолеваются, индивидуальная душа вновь обретает свою блаженную природу и переживает свое единство с тонким телом (линга шарира), которое по своей сути то же самое, что и тело Шивы.

Важными понятиями в вира-шиваизме являются:

Гуру,
Джангама,
Лингам.

Гуру — это духовный учитель, Джангама — это осознавшая себя душа, стоящая выше гуру, а Лингам — это не кто иной, как Пара Шива.

Изображение

Те, кто стремится к освобождению, должны признать эти три сущности и соблюдать восемь правил (аставарана) добродетельного поведения, которые помогут им в их очищении и преобразовании и окончательном союзе с Шивой.

Кашмирский шиваизм

В то время как две предыдущие школы признают некоторое различие (бхеда) между Шивой и отдельными душами, Кашимири-шиваизм считает Шиву единственной реальностью, а все остальное - иллюзией. Все творение, включая отдельные души, является проекцией Шивы. В конце творения они удаляются, и остается только Шива, высшая реальность.

Кашмирский шиваизм - это недвойственное учение, и оно получило свое название от региона Кашмир, где он приобрел известность первоначально до прихода ислама в Индию. Он также известен под другими именами, такими как Трикья, Спанда и Пратьябхиджна.

Изображение

Слово Трикья относится к тройным принципам: Пати (Шива), Пасу (дживы) и Паша (рабство) существования.

Спанда относится к причинному, ответному и преобразующему аспекту жизни, посредством которого существа учатся адаптироваться к физическому миру и действовать в соответствии со своими желаниями и заблуждениями, что приводит к их рабству.

Пратьябхиджна же — это отчетливое осознание или воспоминание, которое возникает в душах во время их освобождения относительно их природы Шивы или их единства с Шивой.

Согласно этой школе, Шива — это высшая реальность. Нет ничего за пределами. Он есть все: и материальная, и действующая причина. Все многообразие есть либо отражение, либо проекция, либо явление Шивы только в качествах Природы.

Он проявляет это через свою шакти, которая в процессе творения становится пятеричной: сила ума (чит-шакти), сила блаженства (ананда-шакти), сила воли (ичча-шакти), сила знания (джняна-шакти) и действующая сила (крия-шакти).

Изображение

Используя эти пять сил, Шива проявляется в мире в бесчисленных формах и формах как объекты и существа. Хотя индивидуальные души подобны Шиве, поскольку они подвержены тройной нечистоте эгоизма, привязанности и заблуждений, они забывают свою истинную природу Шивы. Через освобождение (мокшу) они обретают осознание и возвращаются в исходное состояние всеведения, совершенства и абсолютной чистоты.

Горакхнатх Шиваизм

Эта школа также известна как Натха-шиваизм или Горакшанатха-шиваизм. Она приобрела известность в XII и XIII веках в некоторых частях северной Индии. Преимущественно это аскетическая школа. Ее последователи практикуют аскетизм, тантру и хатха-йогу и подвергают свой ум и тело строгой дисциплине, часто истязая себя суровыми практиками, чтобы преодолеть свою привязанность к именам и формам и стабилизировать свой ум в созерцании Шивы.

Направление получило свое название от девяти или двенадцати легендарных учителей, называемых натхами. Последователи школы верят, что эти учителя до сих пор живы на физическом плане и следят за духовным преобразованием мира.

Изображение

Самым выдающимся учителем этой секты является Горакнатх, живший в 12 веке нашей эры. Он также фигурирует в буддийских тантрических линиях парампары (передачи знаний от учителя к ученику). Ему приписывают ряд сочинений и тантрических практик.

Также известно, что он обладал несколькими магическими и духовными способностями (сиддхами), включая способность останавливать старение и преодолевать физическую смерть и разложение.

Члены этой школы покрывают свои тела пеплом, собранным с кладбищ, и практикуют различные тантрические ритуалы, чтобы тренировать свой разум и тело. Также в их арсенале - практика алхимии, магические ритуалы, кундалини-йога для пробуждения чакр. Их поведение часто считается неприемлемым в обществе: таким образом натхи стремятся вызвать общественное порицание и преодолеть свою гордыню. Они также используют травы и прибегают к химическим веществам, чтобы вызвать транс и подготовить разум к входу в измененные состояния сознания. Однако они избегают физической близости с женщинами.

Как и Кашимирский Шиваизм, эта школа также верит в недвойственность существования и не видит различия между Шивой и индивидуальными душами.
Аватара пользователя
Лора26
Сообщений: 3322
Зарегистрирован: 25 янв 2022, 18:41
Пол: Ж

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение Лора26 »

Уважаемый Магистр Эмиль,благодарю Вас за познавательную статью.С уважением!
Аватара пользователя
nata14
Сообщений: 6638
Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 13:27

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение nata14 »

Благодарю Вас, уважаемый Магистр Эмиль, за статью. С уважением!
Аватара пользователя
Иветта
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Неофит ОХЗДС 4 ступени
Сообщений: 15523
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:56
Пол: Ж

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение Иветта »

Благодарю Вас , с уважением.
Аватара пользователя
Яна Свет Леонидовна
Сообщений: 15428
Зарегистрирован: 31 дек 2016, 07:52
Откуда: Россия, Выборг
Пол: Ж

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение Яна Свет Леонидовна »

Благодарю Вас, уважаемый Магистр Эмиль, за знания.
Аватара пользователя
ЕфимияЯ
Сообщений: 7502
Зарегистрирован: 21 мар 2019, 19:34
Пол: Ж

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение ЕфимияЯ »

Благодарю Вас, уважаемый Магистр Эмиль.
елена53
Сообщений: 113
Зарегистрирован: 20 апр 2013, 00:52

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение елена53 »

Благодарю Вас Уважаемый Магистр Эмиль за интересный материал
Аватара пользователя
Макошь
Сообщений: 8389
Зарегистрирован: 22 авг 2019, 20:35
Пол: Ж

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение Макошь »

Низкий Вам поклон, уважаемый Магистр Эмиль, за Ваш труд и очень интересные знания!
С уважением и земным поклоном.
Аватара пользователя
Петровна
Сообщений: 1676
Зарегистрирован: 02 июл 2021, 00:47
Откуда: Москва
Пол: Ж

Как почитают Шиву: четыре основные школы шиваизма

Сообщение Петровна »

Уважаемый Магистр Эмиль, благодарю Вас за знания, которыми делитесь и за Ваш труд. С уважением!
Ответить

Вернуться в «Эзотерические знания и ступени Храма Мудрости»