
На мой взгляд, Николай Гоголь - гений травмирующей литературы. То мы у него читаем, как Тарас Бульба убивает своего сына, то про жуткое чудовище с веками до земли, которое покушается на бедного юношу, а то, когда мы уже смирились и ждём хоррора, открываем "Мёртвые души", но вместо леденящей душу истории, на протяжении нескольких сотен страниц идут нуднейшие сделки по купле-продаже крепостных. Более того, вторая часть отсутствует, поэтому непонятно, зачем мы это вообще читали. До знакомства с Николаем Васильевичем я обожала читать, ещё до школы проглотила дома всё, до чего смогла дотянуться, но когда в шестом классе столкнулась с его произведениями (начав с "Тараса Бульбы"), впервые обнаружила, что книги бывают и неинтересными.
Ну да ладно, я буду рада узнать ваше мнение об этом писателе, а мне остается ждать, когда же я до него всё-таки дорасту.
А пока разберёмся, кто такой всё-таки этот Вий. Потому что с точки зрения фольклора это для меня очень даже захватывающий вопрос.
Вспомним то немногое, что о нём сказано в самом произведении:
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.— Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
Вот и всё. И внизу страницы сноска самого Гоголя:
Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.
Теперь точно всё. Совсем.
Возможно, Гоголь слышал о Вие лично, но в малороссийском фольклоре больше нигде не найдены упоминания о нём. В русских, белорусских и прочих славянских источниках - тоже ничего. Я имею в виду, чтобы дословно встретилось слово "вий". Впрочем, на 1835-й год, когда Гоголь написал свою повесть, фольклором ещё не занимались настолько пристально и хорошо, как следовало бы, поэтому узнать, придумал ли Гоголь сам это слово или действительно услышал от кого-то, уже нельзя.
Однако если мы отвлечемся от самого слова "вий", то нечто похожее по внешним характеристикам мы всё же найдём, например, малороссийские былички о парубке и ведьме.
Кроме того, есть русская народная сказка под названием "Иван Быкович", где герой сталкивается с ведьмой, а у этой ведьмы имеется муж следующего вида:
Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать: «Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей?» Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами.
В белорусском фольклоре существует образ Кощея, который тоже очень напоминает Вия: ему поднимает веки служанка, а веки "по пять пудов каждое". Этот Кощей "как поглядит на кого - так уж тот от него не уйдет, хоть и отпустит - все равно каждый придет к нему обратно". Подобный Кощей встречается и в сибирской сказке: ему вилами поднимают брови, чтобы он мог увидеть, где едет Неугомон-царевич.
В белорусской сказке "Про Ильюшку" вилами поднимают брови царю Пражору, у которого глаза заплыли от жира.
В уральской былине Мамаищу поганому (отцу Соловья-разбойника) поднимают брови, закрывающие ему глаза, он бросает нож в Илью Муромца, тот увертывается и убивает Мамаище шляпой.
***********************************
Про Владыку Вия были даны уже несколько интересных тем и я хочу продолжить
традицию древних ведовских знаний Руси относящихся к нескольким школам, таким как
"Школа Девяти Кругов Смерти", "Черный Крест", "Ведовская Школа Болотной Книги" и другие.
Сегодня я поделюсь с вами белорусским заговором обращенным к Вию для наказания
врага, который вам свершает плохое.
"Вій цябе забяры
жалезным пальцам праткні.
.................................
.................................
.................................
.................................
.................................
Жалезны замак, жалезны ключ."
Говорят в полночь на перекрестке, на все стороны.
Враг будет наказан. Думаю что белорусское чтение не так трудно для
произнесения для русского языка.
