Тетраграммато́н (греч. τετραγράμματον; τετρα «четыре» + γράμμα «буква») – в Каббале и иудейском мистицизме суть тайное или же непроизносимое Имя Бога, записываемое на иврите, как יהוה (иврит читается справа налево) и состоящее из букв י (йуд), ה (хей), ו (вав), ה (хей).
Каббалисты говорят, что Тетраграмматон обозначает собственное имя Бога, истинное звучание которого неведомо непосвященным. Считается, что оно заключает в себе таинство творения и тем немногим, кто познал его, дарует великую власть.
По правилам транскрипции буквенную комбинацию יהוה читают, как Яхве. Но многие знают ее в искаженном варианте Иегова, чему поспособствовали некоторые заблуждения средневековых исследователей, а в наши дни – известная секта, спекулирующая данным именем.
Латинскими буквами это Божественное Имя транслитерируется, как IHVH, YHWH или JHWH (если писать слева-направо). В некоторых иудейских литературных источниках заменяется буквой Хей с апострофом (‘ה) либо двумя буквами йуд (יי).
Сама идея Тетраграмматона уходит корнями в глубочайшую древность. В частности, он запечатлен на стеле Меша середины IX в. до н.э. — черном базальтовом артефакте с надписью от имени моавского царя Меша.
Стела Меша, она же «Моавитский камень» (IX в. до н.э)
Вот так на данном артефакте выглядит само имя Бога:
Прорисовка Тетраграмматона, записанного палеоеврейским письмом
на стеле Меша (IX век до н. э.)
Тетраграмматон Яхве на иврите
Глубокий и сложный символизм Тетраграмматона достоен отдельного научного труда, т.к. каждая из его 4-х букв открывает обширный ряд соответствий. Например:
• 4 каббалистических мира (Йуд — Ацилут, Хей — Брия, Вав — Йецира и Хей концевая — Асия);
• 4 стихии (Йуд — Огонь, Хей — Воздух, Вав — Вода, Хей концевая — Земля);
• 4 масти Таро (Йуд – Жезлы, Хей – Мечи, Вав – Кубки, Хей концевая — Пентакли);
• 4 стороны света (Йуд – Юг, Хей – Восток, Вав – Запад, Хей концевая — Север);
• 4 Керубим (в других трактовках 4 Священных животных или символов Евангелистов): (Йуд – Лев, Хей – Орел, Вав – Человек, Хей концевая – Бык);
• 4 вида «форм» (Йуд – точка, Вав – линия, а две буквы Хей – плоскость и трехмерная фигура; последняя буква образует занимающую место форму, в то время, как первые три – нет)
и т.д.
Некоторые соответствия Тетраграмматона, зашифрованные в СА Мир (аналогичную картину можете увидеть на СА Колесо Судьбы)
При этом следует помнить – многие из подобных соответствий разнятся в зависимости от эзотерической школы и направления, а также от способа выведения и контекста ситуации. Не стоит принимать какое-либо из соответствий за догму, т.к. это только шаблоны восприятия, способы описать влияние Божественного начала на наш Мир, отдельные фрагменты общей картины, взгляды с определенного ракурса. И все же совместно с Четырехбуквенным Именем и системой Сфирот (еще одним базовым понятием Каббалы) данные соответствия формируют сложную, глубоко проработанную мироописательную систему, объясняют устройство Мира и его закономерности.
72-х кратное имя Шем ха-Мефораш
Аналогом Тетраграмматона является Шем ха-Мефораш שם המפורש, Shem ha-Mephorash) — древнееврейская фраза, означающая «явное имя», «имя, ясно произносимое». Также его называют «72-кратное имя Бога». Другое, альтернативное наименование, которое почти не используется сейчас: «семьдесят два листа Древа Жизни» или «исцеляющие листья».
На существование особого имени Бога, связанного с четырехбуквенным YHVH, намекается в стихе Исход 33:19: «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою…». Это имеющее связь с Яхве имя в религиозной литературе и принято обозначать термином Шем ха-Мефораш (שם המפורש).
Шем ха-Мефораш иногда упоминается в качестве талмудического названия Тетраграмматона — личного имени Бога, что отличает Яхве (Шем ха-Мефораш) от прочих божественных имён, являющихся эпитетами. В религиозно-эзотерической практике 4-х буквенное и 72-буквенное имена считаются полноценными заменами друг-друга.
Считается, что «тайное Имя» Яхве (по другому мнению «явное имя» Шем ха-Мефораш) произносил верхновный жрец иудеев в День Всепрощения, о чем часто упоминается в современных эзотерических материалах. Первоисточником этих сведений, по всей видимости, является талмудический трактат Йома, посвященный законам Йом Кипура — Дня очищения.
В тексте трактата есть слова:
«Десять раз произносил верховный жрец Имя в тот день: три раза во время исповеди…» и т. д.
Подобное упоминание также имеется в тексте одной из молитв Йом Кипура. Аналогичные сведения можно встретить в некоторых других источниках.
Однако, какое именно из данных Имен, являющихся по сути одним и тем-же, произносил первосвященник, и как оно звучало, остается тайной. Есть ли в правильном звучании этих Имен разница вообще? Ведь по сути Шем ха-Мефораш воспринимается каббалистами, как развернутый Тетраграмматон. Возможно, сегодня остались Посвященные, владеющие таинством истинного произношения этих Священных Имен, однако они не раскрывают себя.
Как образуется Шем ха-Мефораш?
Выводится Шем ха-Мефораш из трех стихов книги Исход (14:19–21), в которых упоминается имя Яхве. Для этого стих построчно записывается бустрофедоном – способом письма, когда каждая последующая строка меняет направление (в данном случае 1-я строка справа налево, 2-я слева направо, 3-я справа налево). В каждой строке стиха имеется 72 буквы. Из трёх строк выбираются столбцы по 3 буквы (верхняя буква столбца из 1-й строки, средняя буква из 2-й, нижняя буква из 3-й), в результате чего получается 72 трехбуквенных имени Бога.
וַיִּסַּע מַלְאַךְ הָאֱלֹהִים הַהֹלֵךְ לִפְנֵי מַחֲנֵה יִשְׂרָאֵל וַיֵּלֶךְ מֵאַחֲרֵיהֶם וַיִּסַּע עַמּוּד הֶעָנָן מִפְּנֵיהֶם וַיַּעֲמֹד מֵאַחֲרֵיהֶם׃
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
וַיָּבֹא בֵּין ׀ מַחֲנֵה מִצְרַיִם וּבֵין מַחֲנֵה יִשְׂרָאֵל וַיְהִי הֶעָנָן וְהַחֹשֶׁךְ וַיָּאֶר אֶת־הַלָּיְלָה וְלֹא־קָרַב זֶה אֶל־זֶה כָּל־הַלָּיְלָה׃
И вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.
וַיֵּט מֹשֶׁה אֶת־יָדֹו עַל־הַיָּם וַיֹּולֶךְ יְהוָה ׀ אֶת־הַיָּם בְּרוּחַ קָדִים עַזָּה כָּל־הַלַּיְלָה וַיָּשֶׂם אֶת־הַיָּם לֶחָרָבָה וַיִּבָּקְעוּ הַמָּיִם׃
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
Данные 72 имени Бога можно увидеть в таблице:
Таблица с именами Шем ха-Мефораш №1
Также в интернете ходит другая популярная таблица с семидесятью двумя именами. Тут написание буквы Хет может показаться непривычным и смутить читателя, но это правильное написание согласно каллиграфии свитков Торы.
Таблица с именами Шем ха-Мефораш №2
А вот так выглядит схема из 72-х имен Бога и других соответствий в книге Oedipus Aegyptiacus (Эдип Египетский) немецкого математика, физика, востоковеда, писателя, лингвиста, профессора, духовника, монаха-иезуита и деятеля прочих направлений Афонасия Кирхера:
Семьдесят два имени Бога, схема из книги Oedipus Aegyptiacus А. Кирхера
К сожалению, данная книга на русский язык не переводилось.
Другие вариации Шем ха-Мефораш
Отсылки к Шем ха-Мефораш и числу 72, порою меняющие его на другую цифру, прослеживаются в ряде древних и средневековых источников.
Так, еще в средневековье были распространены амулеты с перечислением, а иногда и толкованием 70-ти или 72-х Имен Бога.
Шем ха-Мефораш в качестве нерасшифрованной фразы из 22 букв אנקתם פסתמ פספסים דיונסים содержится в средневековом каббалистичеком гримуаре 13 века «Книга ангела Разиэля» (Сефер Разиэль ха-малах). Э этой же книге есть и другой нерасшифрованный вариант из 42 букв. Правильное произношение обоих «Имен» неизвестно.
В более поздних материалах Джошуа Трахтенберга (1904–1959), раввина-реформатора из США, упоминается 12-ти буквенное Имя со ссылкой на Талмуд, а также варианты из 8, 10, 14, 16, 18, 21, 22, 32 и 60 символов со ссылками на Sefer Gematriaot. В частности, эти сведения можно найти в книге Трахтенберга «Jewish Magic and Superstition».
«Седьмая книга Моисея» (19 в.) содержит некие «12 таблиц духов», из них последняя таблица «всех духов Белой и Чёрной магии» рассматривает Шемхамфораш, как духа (возможно, речь о Святом Духе?):
«Я заклинаю и призываю тебя, дух Шемхамфораш [Schehamforasch], всеми семьюдесятью двумя святыми именами Бога, чтобы появился передо мной и исполнил мое желание, святым именем Эмануел [Emanuel], которое пели в раскаленной печи три отрока Садрах [Sadrach], Мийсах [Mijsach] и Абеднегро [Abednegro], [которые] спаслись. Да будет так! Да будет так! Да будет так!».
Первоисточником современного понимания термина Шем ха-Мефораш считаются каббалистические гримуары «Сефер Бахир» и упомянутая «Книга ангела Разиэля». В них пишется о способе формирования имени Бога, произнесенном Моисеем на г. Синай при неопалимой купине:
Цитата из Книги ангела Разиэля:
«Должен сказать так: приказываю тебе, Анаэль, Хасдиэль и Цадкиэль этим Именем, что сделается так и так. Это имя получается из трех стихов „И двинулся“, „И пришел“, „И простер“ [Исход, 14:19-21]. Нужно переставить их один с другим, начало с концом, и конец с началом. Это и будет Великое Имя, объяснимое в 72 Именах».
В более древнем иудейском предании «История о повешенном» (тематический сборник фольклора II—VI вв.) повествуется о храме, где «на Краеугольном камне было высечено Тайное Имя Бога — Шем Гамефораш, и каждый, кто знал его тайну, мог делать какие угодно чудеса». Там же рассказана история о том, как Иисус, сумев обмануть стражей – медных львов, вынес записку с Именем за пределы храма.
Символизм числа 72 в Магии
Само по себе число 72 имеет значительный вес в Каббале, герметической науке и иудейском мистицизме, чему способствует численная связь цифры 72 с Таро, псалмами, демонами Гоэтии, ангелами Шем ха-Мефораш и т.д.
Число 72 примечательно своей математической кратностью многим цифрам, знаковым в Магическом искусстве. Эти цифры 2, 3, 4, 6, 12, 18, 24 и 36. Такая нумерологическая гибкость позволяет выстраивать через данное число множество связей и соответствий в магических операциях.
На 72 части удобно делить эклиптику, орбиты небесных тел, окружности при построении печатей, часы в сутках и другие явления. Для каждой части можно вывести свои стихийные, зодиакальные, ангельские и др. соответствия, которые удобно использовать в церемониальной магии.
В современных практиках также распространено произношение Священных Имен, слов Силы и магических формул 72 раза по числу имен Бога. Считается, что повторение слова или фразы данное количество раз – один из способов произвести максимально сильный магический эффект.
Также каждое из семидесяти двух трехбуквенных имен Бога, составляющих Шем ха Мефораш, выражает одно из Его качеств. Путем добавления к этим именам суффиксов «йуд-хей» (YH , читается как «я» или «ия», аспект милосердия) или «алеф-ламед» (AL, читается как «эль», аспект суровости) получаются имена 72 ангелов. Каждый ангел может быть призван с помощью определенного стиха из «Теиллим» (Псалмов) и они управляют 72-мя термами зодиака, т.е. участками протяженностью в 5º (хотя количество и постоянство градусов в терме зависит от школы астрологии).
Алистер Кроули пишет, что «יה» относится к женским ангельским сущностям, а «אל» — к мужским.
Исследователи оккультизма считают, что властью 72 ангелов возможно подчинить 72 демона Гоэтии. В тексте данного соломонового гримуара Шем ха-Мефораш упоминается в короткой фразе:
«Шемхамфораш. Семьдесят два Духа, вызванные и скованные Царем Соломоном».
Внятных пояснений к этому Имени Бога нет. После фразы идет перечень и описание архидемонов. Таблица с ними ниже.
Таблица ангелов и демонов Шем ха-Мефораш
А вот изображение другой таблицы из книги Оларда Диксона «Символика чисел», содержащей 72 имени Бога (2-й, 3-й и 4-й столбцы побуквенно), прибавляемые к ним суффиксы (3-й столбец) и образованные таким образом Ангельские имена на русском языке (5-й столбец).
Таблица Шем ха-Мефораш и образованных из него ангельских имен из книги Оларда Диксона «Символика чисел»
Продолжение следует...